сказочка.
I.
- Расскажи мне сказку, бабушка, мне очень страшно засыпать… - Жила-была одна очень красивая девочка, ее звали Фрида. - Это было давно? - Не очень. Так вот, о ее красоте слагали песни. Ее танцы были воплощением живого огня, и никто не мог оторвать от нее глаз, пока она плясала на главной площади города. Она жила в городе, где тени были живее, чем люди, но никто не знал об этом. Едва Фриде минуло двенадцать лет, со всех сторон необъятного королевства к порогу ее дома начали спешить женихи - богатые и бедные, знатные и безродные, но все получили отказ. Родители девочки тоже не спешили заключать какие-то договоренности, потому что твердо верили, что парой их прекрасной дочери может стать человек воистину необыкновенный. К тому же, наука, откровенно говоря, интересовала их гораздо большее, чем будущее Фриды - оба были алхимиками. Говорят, да, до сих пор говорят, что раз за разом они отдавали королю результаты своих чудесных открытий, и тот будто бы становился моложе. Еще говорят, что в тот день, когда они бесследно исчезли, оставив Фриду сиротой пятнадцати лет от роду, небо над городом всю ночь отливало зеленым светом. Король не оставил девочку без внимания: он велел выделить ей одну из лучших комнат замка и назначил пожизненное содержание. Взамен он просил ее об одном, только об одном: каждый день Фрида должна была танцевать на Площади Битых стекол. Босиком. Благодарная своему повелителю за участие в ее судьбе, девушка согласилась. - Она танцевала… Я тоже люблю танцевать, бабушка! - Я знаю, дорогая. Но с Фридой никто не мог сравниться - говорят, по ночам она обращалась белой чайкой и кружила над городом, плача от тоски по потерянным родителям, именно это родство делало ее танец столь похожим на полет.
Так вот, все пошло своим чередом - король правил, Фрида танцевала на площади каждый день, сбивая ноги в кровь, которая сразу же впитывалась в мостовую, город выглядел все более живым. Она никогда не жаловалась на боль и усталость. Так прошло еще три года.
За день до восемнадцатилетия Фриды король призвал ее к себе и спросил: - Хорошо ли тебе живется в моем городе, дитя? Все ли тебе нравится? - Да, Ваше Величество, мне очень хорошо живется. Я очень счастлива и вообразить не могу участи лучше, чем служить вам. - Фрида, ты же знаешь, что тебе пора выходить замуж? - Я не хочу идти замуж. Я хочу остаться здесь и служить вам, как служила. - Ты не сможешь вечно танцевать. - Я буду танцевать до тех пор, пока это будет угодно моему королю. - Мне дорога твоя преданность. Скажи мне, чего тебе хочется больше всего на свете, и я исполню твое желание. Фрида надолго задумалась. Наконец она произнесла шепотом, почти неслышно: - Мое единственное и самое страстное желание - быть рядом с вами и любить вас. - Неужели?.. Ты же понимаешь, что тем самым ты перечеркнешь себе любую возможность полюбить кого-то, выйти замуж? Ты знаешь, что после короля - к тебе никто не сможет прикоснуться. Я не обещаю быть с тобой. - Я осознаю все последствия своего решения. Я прошу простить меня, если моя просьба кажется вам слишком дерзкой. Но это единственное мое желание. - Хорошо. Я обещал и я исполню. Теперь иди. Во время этого разговора все чайки, живущие в городе, отчаянно бились в толстое стекло окон тронного зала, и шептали «Фрида, Фрида, Фрида!» Жаль, что она не могла этого слышать; окрыленная полученной надеждой, она побежала на площадь, танцевать…
Король задумчиво посмотрел ей вслед.
II.
Город вспыхнул яркими красками – такую страсть, такую отчаянную нежность вкладывала сегодня Фрида в свой танец. Кровь из разбитых ступней заливала мостовую, но ей было плевать, на все плевать — уже сегодня вечером должна была сбыться ее самая большая мечта.
Король же ни разу за весь день не покидал тронного зала, но, лишь только солнце опустилось за горизонт, он медленно поднялся и направился в покои Фриды.
Не в моих силах рассказать тебе, что она чувствовала в тот момент, когда за ним закрылась тяжелая дверь и они остались наедине; как бешено колотилось ее сердце.
III.
- Ты же понимаешь, почему я прошу тебя танцевать?
- Я вижу, что город становится…
- Живым. Ты всё верно поняла. Город, я, твои родители – это все вроде как ненастоящее. Я есть, пока есть город. Как только он исчезнет, меня тоже не станет.
- Что я могу сделать, чтобы этого не произошло?
- Фрида, ты – единственное настоящее что здесь есть. Когда твоя мать понесла, она каждый день выходила к морю, ее тянуло туда, как мотылька на свет. Однажды море говорило с ней – и подарило тебе жизнь. Ты птица, свободная, живая птица, и душа твоя – как морская вода, чистая и целебная. Тебе снится Город по ночам, снюсь я, верно? Не отвечай. Твой сон делает нас реальными. Твоя кровь делает город живым. Делает живым меня…
- Но я же не всегда смогу танцевать. И спать…
- Я хочу отпустить тебя. Рассветет – уезжай. Садись в лодку, море любит тебя, тебя обязательно вынесет к другим берегам. Я не могу совершить такую подлость.
- Я хочу…
- Убирайся! Пока я не передумал. Уходи.
IV.
- Даже не проси меня!
- Дедушка, мне очень, очень нужно.
- Ты умрешь.
- Мне нужно спать. Просто все время спать… И знать, что вы обязательно будете сниться.
- Дура! Он не оценит твоих жертв: ему того и надо!
- Мне не нужно, чтобы он оценил. Мне нужно только, чтобы он был жив. Чтобы стоял его, и мой, и ваш город; чтобы чайки кружили над морем. Неужели вы сами готовы пожертвовать собой, лишь бы я этого не делала?
- Я прожил долгую жизнь; я все равно умру. После меня останется горстка костей, которая истлеет в земле, что мне до короля, который давно безумен? А ты только начинаешь жить, опомнись, Фрида - юношеские чувства не стоят твоей жизни; уезжай, уезжай сегодня же.
- Вы не понимаете. Любовь - это не то, что требует понимания или отдачи. Любовь милосердна и щедра. Я прошу об одном, дедушка - принять мой выбор и дать мне уснуть.
Старый маг печально вздохнул.
- Право выбора, Фрида. Свободного выбора. Я пытался. Я не смог. Идем же.
… На следующий день солнце в городе сияло необыкновенно ярко. Никогда еще краски не были такими чистыми, никогда запах моря не был таким чарующим. Кажется, кто-то смутно помнил, что еще вчера на площади танцевала красивая девочка. Кажется, поговаривали, что в тот день король плакал на берегу моря, глядя на кружащих чаек.
V.
- Бабушка, что же случилось с Фридой?
- Она теперь спит, дитя мое. Старый маг дал ей редкий яд - она не жива, и не мертва. Она спит под толщей соленой воды, она вернулась к морю, которое дало ей жизнь.
- А король?.. Почему так вышло?
- Король и поныне правит в том городе, и будет править, пока Фрида видит один и тот же сон - как она танцует на площади Битых Стекол, и кровь из ее ступней щедро заливает мостовые. Жаль только, что жертва ее Любви не вечна, и однажды море дарует ей покой.
- Это же наш город, бабушка? Почему ты плачешь?
- Наш.
- Мне очень страшно…
- Не бойся, дорогая. Ничего не бойся.
Засыпай.
Засыпай.
Спи…